Хакама и ее значение


Автор: Мицуги Саотомэ — один из учи деши (ближайший ученик) О Сенсея Морихея Уэсиба.

Когда я был учи деши О Сенсея, каждый, кто приходил на тренировки, был обязан одевать хакама с первого занятия. В то время не существовало не существовало каких-то стандартов для хакама, которую вы надевали, и додзё было очень-очень пестрым местом. Я очень хорошо помню день, когда я забыл свою хакама. Я уже приготовился вступить на татами, будучи одетым лишь в доги, когда О Сенсей остановил меня.

— Где твоя хакама? — спросил он строго. — С чего ты решил, что можешь получать инструкции от своего учителя, будучи одетым в нижнее белье? У тебя есть чувство приличия? Ты, очевидно, потерял чувство должного отношения и этикета, необходимые тому, кто стремится к занятиям будо. Иди, сядь с краю и наблюдай за занятиями!

Мой поступок подтолкнул О Сенсея к лекции о значении хакама, которую он провел для своих учи деши после занятий. Он рассказал нам, что хакама была традиционным одеянием занимающихся кабудо, и спросил, знает ли кто-нибудь из нас, почему в хакама семь складок.

— Они символизируют семь добродетелей будо, — сказал О Сенсей. — Это дзин (доброжелательность), ги (честь или справедливость), рей (вежливость и этикет), чи (мудрость), син (искренность), чю (преданность) и кю (благочестие). Мы находим эти качества в уважаемых самураях прошлого. Хакама заставляет нас задуматься о природе истинного бусидо. Облачение в хакама символизирует традиции, передаваемые нам из поколения в поколение. Айкидо — порождение японского духа бусидо, и в наших занятиях мы должны стремиться к совершенствованию семи традиционных добродетелей.

Сейчас большинство додзё айкидо не следует строгой политики О Сенсея в отношении хакама. Её значение исказилось. Хакама превратилась из символа традиционной добродетели в символ положения юданся. Я посетил множество додзё в разных странах. ВО многих местах, где хакама надевают только юданся, они потеряли свою скромность.  Они относятся к хакама как к призу за видимы достижения, как к символу своего превосходства. Подобное отношение делает церемонию поклона О Сенсею, которым мы начинаем и заканчиваем каждое занятие, издевательством над его памятью и искусством.

Ещё хуже, когда в некоторых додзё от женщин на уровне кю (и только от женщин) требуют надевать хакама якобы для того, чтобы защитить их скромность. Я считаю, что это оскорбление и дискриминация по отношению к женщинам-айкидокам. И я также считаю это оскорбительным для мужчин-айкидок, потому что это допускает низкий уровень мышления с их стороны, которому не место на татами Айкидо. Меня очень огорчает столь мелочное использование хакама.  Кому-то она может показаться обычной одеждой, но я очень хорошо помню то огромное значение, которое О Сенсей придавал хакама. Я не могу отбросить значение этой одежды и полагаю, что никто не будет спорить об огромной ценности добродетелей, которые она символизирует.  Я полагаю, что облачение в хакама и знание ее значения помогают ученикам сохранить дух О Сенсея и сохранять живым его видение.

Если мы позволим себе упустить важность значения хакама, то, возможно, мы также позволим кануть в вечность фундаменту духа айкидо. С другой стороны, если мы верны пожеланиям О Сенсея относительно нашей тренировочной одежды, наш дух, возможно, будет более верным мечте, которой он посвятил свою жизнь.

1989-1996гг.